БГТУ 95 лет! Крупнейший вуз на Брянщине и ТОП-100 в России

БГТУ 95 лет! Крупнейший вуз на Брянщине и ТОП-100 в России

14 января 2025

К юбилейному году Университет подготовил более 60 тысяч высококвалифицированных специалистов различных отраслей промышленности: тяжелого, транспортного, энергетического машиностроения, газовой промышленности, специалистов в области информационных технологий и безопасности, а также в сфере экономики и управления.

О том, благодаря чему вуз входит в ТОП-100 лучших в России, какие видит перед собой перспективы и чем гордится, мы поговорили с ректором Олегом Николаевичем Федониным.

Научный центр

- Олег Николаевич, если очень коротко, что представлял собой вуз 95 лет назад и какой он сейчас?
- Первая миссия Бежицкого машиностроительного института, как он тогда назывался, была в подготовке специалистов в области транспортного машиностроения. Акцент также делали на инженерные специальности, которые были важны для быстроразвивающейся промышленности Советского Союза в период индустриализации 1930-х годов. Вуз был сосредоточен исключительно на подготовке кадров для внутреннего рынка. Сейчас активно развивается международное сотрудничество, налажены партнерские отношения с зарубежными университетами.
Вуз стал научным центром, тематика исследований соответствует 5 из 8 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и охватывает не менее 7 (из 27) критических технологий. Наши научно-исследовательские проекты в большей степени представляют приоритет национального уровня в сферах перспективных промышленных технологий, в том числе для создания перспективных видов вооружения, создания электронной компонентной базы, ракетно-космической и транспортной техники нового поколения, информационной индустрии. За 2020-2024 годы в БГТУ было выполнено порядка 120 проектов на сумму более 500 млн рублей.
Сегодня одной из наших стратегических задач становится развитие инновационной деятельности в молодежной среде, инициация и поддержка стартапов, включая создание инжиниринговых и бизнес-инкубаторов, что способствует развитию предпринимательских навыков выпускников.
- Вы упомянули масштабные исследовательские проекты, о каких именно идет речь?
- В последние пять лет коллектив активно участвовал в федеральных программах разработки новой научно-технической продукции для промышленных, в том числе оборонных предприятий. Назову несколько проектов, потому что их достаточно много.
Для Фонда перспективных исследований Российской Федерации и ряда военных предприятий подготовили два проекта - «Разработка технологии и оборудования для комбинированного упрочнения с применением волны деформации специальных металлических изделий, полученных аддитивным и традиционным способами» и «Разработка приборно-технологических моделей силовых полупроводниковых диодов и транзисторных ключей для применения в системах ВТСП электродвижения и устройствах с криогенным охлаждением». Шесть больших проектов для российских вузов и компаний реализовали в партнерстве с АО «ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ». Были исследования, совместные с индустриальными партнерами. Например, «Разработка среды комплексного компьютерного моделирования систем управления автономными автомобилями и систем помощи водителю», «Разработка серии современных микросхем управления электропитанием микропроцессоров, микроконтроллеров и других электропотребителей с динамической нагрузкой большой мощности; организация их серийного выпуска в малогабаритных корпусах; разработка метода их крупносерийного выпуска в безвыводных корпусах типа QFN» и другие.

Выпускников везде ждут

- Наш журнал не раз писал, и компании региона об этом открыто говорят, что вуз остаётся «кузницей качественных профессиональных кадров», как бы старомодно это ни звучало…
- В стране сейчас большая кадровая проблема, и наши выпускники, действительно, высоко котируются на рынке труда, благодаря качеству подготовки. Многих работодатели приглашают в свои коллективы еще на 3-4 курсах обучения. Я уверен, что немалую роль в этом играет и то, что мы активно поддерживаем связь с промышленностью и бизнесом через ряд эффективных механизмов:
• совместные проекты, направленные на решение конкретных задач и внедрение новых технологий, что способствует адаптации образовательных программ к современным требованиям.
• Использование в учебных программах элементов практического обучения, основанного на реальных кейсах из бизнеса.
• При разработке учебных планов и материалов БГТУ учитывает мнения работодателей, что позволяет готовить специалистов, соответствующих запросам рынка труда.
• Студенты проходят практику и стажировку на базе компаний-партнёров, что обеспечивает им необходимый опыт и знания о реальных условиях работы.
Наш вуз также предлагает разнообразные образовательные программы, что позволяет готовить специалистов для различных секторов экономики. Они регулярно обновляются с учётом современных требований, поэтому выпускники готовы к работе в условиях быстро меняющегося рынка. Все вместе способствует не только развитию кадрового потенциала, но и поддержанию стабильного роста экономики страны. А наши студенты точно знают, что будут востребованы на рынке труда.

Развитие экономики и человеческий капитал

- Историческое здание института – визитная карточка Брянска, Бежицы, в честь вуза названа одна из центральных улиц района. А что собой представляет современный БГТУ с точки зрения инфраструктуры?
- Конечно, вуз меняется, в разные годы были построены новые корпуса, лаборатории и общежития. Происходит регулярная модернизация этих помещений, что улучшает условия обучения и проживания студентов. Появились специализированные аудитории, хорошо оснащенные лаборатории по различным направлениям исследований, в них можно проводить практические занятия на современном уровне.
Открыты центры по разработке и внедрению новых технологий, это помогает нам интегрировать науку в образование. Значительно увеличилось число компьютерных классов и возможностей доступа к информационным ресурсам. Происходит постоянное внедрение электронных библиотек и онлайн-платформ для обучения. Имеется современная спортивная инфраструктура с необходимым оснащением.
- Какие изменения вы хотели бы увидеть в университете в ближайшее 5-10 лет?
- Стратегическая цель развития БГТУ направлена на переход не позднее 2030 года к предпринимательской модели функционирования, обеспечивающей проактивное реагирование на изменение потребностей рынков труда и научно-образовательных услуг.
Основной вектор развития Университета мы позиционируем c учетом стратегических документов федерального и регионального уровней. На федеральном действует Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» с ориентацией на такие национальные цели, как устойчивая и динамичная экономика, технологическое лидерство и цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

Перспективы Университета на региональном уровне определяет Стратегия социально-экономического развития Брянской области, до 2030 года. Там выделяется три основных приоритета:
• развитие человеческого капитала и социальной сферы региона,
• экономическое развитие Брянской области,
• развитие научно-инновационной сферы.

Концептуальная целевая модель развития БГТУ до 2032 года – это интеграционная модель современного технического университета, активно ведущего востребованные научные прикладные исследования и оказывающего научно-технические услуги в сфере инжиниринга, промышленных технологий, энергетики, ИТ-индустрии. И предпринимательского университета, обуславливающего конкурентоспособное развитие отраслей национальной экономики, которая предполагает глубокую трансформацию основных видов деятельности вуза на базе цифровых технологий, обеспечивающих управление им на основе данных.


БГТУ В ЛИЦАХ

В разные годы вуз окончили многие знаменитые ученые, руководители крупных предприятий, политики, общественные деятели. Мы расскажем лишь о нескольких выпускниках, чей пример может послужить вдохновением нынешним и будущим студентам.

Анатолий Григорьевич Суслов, Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, директор учебно-научного технологического института Брянского государственного технического университета.

Будучи токарем на Брянском автомобильном заводе, окончил вечернее отделение Бежицкого машиностроительного техникума, а после службы в армии и окончания уже БИТМа, вернулся на завод технологом. В 1970 году поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, позже – докторскую, утвержден в звании профессора в 1984 году.
С 1973 года преподавал на кафедрах, многие из них возглавлял – «Технология машиностроения», «Технология металлов и металловедение», «Металлорежущие станки и инструменты», «Автоматизированные технологические системы». В 1995 году возглавил первый в регионе докторский диссертационный совет по трем специальностям, позже добавилась еще одна специальность. Успешно руководит институтом и помогает ему оставаться крепкой научной базой ЦФО и России.


Андрей Николаевич Бабкин, космонавт-испытатель, заместитель по научно-исследовательской и испытательной работе командира отряда космонавтов Госкорпорации «Роскосмос», базирующегося в ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина». До поступления в отряд космонавтов работал ведущим научным сотрудником РКК «Энергия», кандидат технических наук.

Уроженец Брянска, он блестяще окончил на тот момент БИТМ и решил получить второе высшее образование в Московском авиационном институте по специальности «Системы жизнеобеспечения и защиты летательных аппаратов».
С 1997 года работал в РКК «Энергия» в качестве специалиста и испытателя по внекорабельной деятельности. Был заместителем, а позднее начальником команды технического обслуживания в составе поисково-спасательной службы на месте посадки транспортного космического корабля «Союз».
В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование технико-эргономических требований к системе средств внекорабельной деятельности экипажа на поверхности Марса». С 2008 года является одним из руководителей секции «К. Э. Циолковский и проблемы космического производства» научных чтений памяти К. Э. Циолковского, имеет более 40 научных публикаций.


Андрей Витальевич Власенко, генеральный директор ГК «ЛокоТех», в которую входит 87 сервисных локомотивных депо, расположенных по всей территории России – от Владивостока до Калининграда.

Окончил Брянский государственный технический университет в 2006 году, еще студентом
начал трудовой путь в 2004 году на Брянском машиностроительном заводе. Работал механиком дизельно-механического цеха, заместителем главного инженера, главным инженером тепловозного производства, директором по качеству, исполнительным директором. А в 2019-2020 годах возглавил предприятие, став генеральным директором завода.
Грамотного специалиста и опытного руководителя в 2020 году пригласили на должность директора Новочеркасского электровозостроительного завода – одного из наиболее передовых подразделений АО «Трансмашхолдинг». С февраля 2023 года выпускник БГТУ назначен заместителем генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию локомотивостроения и также в начале того же года возглавил ГК «ЛокоТех» и АО «ТМХ-Локомотивы».



Владимир Ильич Молдавер, директор ОАО «РЖД» — начальник Главного центра управления Российскими железными дорогами. В прошлом — начальник Московской железной дороги, главный инспектор ОАО «РЖД», награждён орденом Почёта.

БИТМ окончил в 1982 году по специальности «Локомотивостроение». Первая должность после выпуска — помощник мастера цеха Коломенского тепловозостроительного завода. Затем вернулся на Брянское отделение Московской железной дороги, где работал мастером локомотивного депо Унеча. В конце 1990-х возглавлял локомотивного депо Брянск-2 (Брянск-Льговский). Был первым руководителем крупнейшего на юго-западе России депо, который организовал работу предприятия в соответствии с требованиями рыночной экономики.
В 2000 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. В том же году переведён в Москву, занимал различные должности в управлении Московской железной дороги и других региональных отделений. С 2009 года работал начальником Московской железной дороги, крупнейшими инфраструктурными проектами под его руководством стали Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, за что президент России Владимир Путин наградил Молдавера орденом Почёта.
В сентябре 2019 года знаменитый выпускник БИТМа назначен начальником впервые образованного Главного центра управления Российскими железными дорогами.


ЦИФРЫ

В 3 лигу университетов России БГТУ входит в предметном национальном агрегированном рейтинге.
39 место среди 85 университетов ЦФО занимает по результатам 2024 года в локальном рейтинге агентства RAEX.
В топ-100 из 368 высших учебных заведений входит по оценке портала HeadHunter (hh.ru).
Является крупнейшим высшим учебным заведением в Брянской области по числу студентов.

Количество просмотров: 621